Аштанга йога: 8 ступеней

тренировки в йога-студии 4 – 10 февраля, проводит Альберт Султанов (на фото)

Патанджали в трактате «Йога-сутры» дает йоге весьма интересное наименование – аштанга, дословный перевод которого означает «восемь ступеней» («ашта» − «восемь», «анга» − «ступень, ветвь, конечность»).
Восемь ступеней аштанга-йоги можно рассматривать в качестве своеобразного руководства, как прожить полную и, главное, счастливую, жизнь. В связи с этим в йоге можно встретить немало нравственных и этических предписаний, наставлений о поддержании физического и психического здоровья. Выполнение этих «инструкций» помогает человеку приблизиться к новым духовным граням природы.
Согласно Патанджали, на первых четырех ступенях человек совершенствует свою личность и обретает контроль над телом. Это своего рода подготовка ко второй стадии внутреннего путешествия, по мере которого человек будет знакомиться со своим умом и чувствами, что, в конечном счете, поможет ему достичь высшего состояния сознания.
Яма
Ямой называется первая ступень, под которой понимается совокупность этических норм поведения, определенным образом упорядочивающих наши отношения с другими людьми.
Яму трактуют еще и как некий универсальный закон, который, в сути своей, сводится к золотому правилу нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Всего известно пять ям: Апариграха – не стяжательство, Брахмачарья – воздержание, Астейя – не воровство, Сатья – правдивость, Ахимса – ненасилие.
Нияма
Это вторая ступень йоги, относящаяся к самодисциплине, а также к духовной сфере в целом. На деле нияма проявляется в регулярном посещении храмов, личных медитационных практиках, созерцательных прогулках и пр.
Пять ниям выглядят так: Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога, Свадхьяя – исследование самого себя и изучение священных текстов, Тапас – религиозное рвение и пыл, Самтоша – удовлетворенность и, наконец, Шауча – чистота.
Асана
Асанами называют специальные позы, применяемые в практике йоги. Это ее третья ступень. Йогины убеждены: тело – это храм души, а потому уход за ним является важной стадией духовного роста. Благодаря практике асан человек становится более дисциплинированным, совершенствуется его способность к концентрации. Без всего этого медитация невозможна.
Пранаяма
Пранаямой называется четвертая ступень аштанга-йоги, на которой устанавливается контроль над дыханием. Это система техник, обучающих контролю над дыханием в процессе установления связи между ним, умом и эмоциями. «Пранаяма» дословно переводится как «расширение жизненной энергии». И это вполне закономерно, ведь занятия пранаямой – отличный способ омоложения организма и продления его жизни.
Пранаяма может приобретать вид отдельной техники (в положении сидя выполняются определенные дыхательные упражнения) или составной части регулярной программы занятий йогой.
Пратьяхара
Это пятая ступень аштанга-йоги, на которой чувства отвлекаются от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание внутрь себя и не нарушить внутренней сосредоточенности. Крайне важно при этом не отвлекаться на внешние раздражители.
После того как чувства прекратят свои брожения от одного предмета к другому, человек получает возможность пристальнее посмотреть на самого себя, разглядеть те исходные установки, которые предопределяют его жизнь и, вполне вероятно, мешают внутреннему росту.
Дхарана
Важно понимать, что каждая ступень аштанга-йоги – это некая подготовка перед последующей ступенью. На стадии пратьяхары создаются все условия для того, чтобы овладеть дхараной – концентрацией. Справиться со своим умом, отвлекающим нас внутри, человек сможет лишь в том случае, если прежде сумеет абстрагироваться от внешнего мира.
Практика концентрации учит замедлению мыслительного процесса главным образом благодаря сосредоточению на каком-либо ментальном объекте: звуке, божественном образе, энергетическом центре в теле и т.д. Предполагается, что в процессе освоения предшествующих трех стадий человек обрел определенные навыки концентрации.
Однако в асане и пранаяме внимание, хоть человек и концентрируется на своих движениях, продолжает блуждать. Его фокус неизбежно смещается, стоит только человеку начать разбираться в нюансах дыхательных упражнений и поз. На стадии пратьяхары человек наблюдает сам себя, в дхарне же внимание обращено в одну точку. Результатом длительных периодов концентраций рано или поздно становится медитация.
Дхьяна
На седьмой ступени аштанга-йоги медитация (созерцание) основана на непрерывном потоке концентрации. Концентрация (дхарна) и медитация (дхьяна) – не одно и то же, между этими двумя состояниями есть тонкое различие.
Так, важным условием дхарны является однонаправленное внимание, в то время как дхьяна – состояние осознанности – не предполагает такого фокусирования вовсе. На этом этапе ум успокоен и пребывает в безмятежности, а потому не рождает новых мыслей. Для достижения этого состояния необходима выносливость и сила. Однако не стоит думать, что это вовсе невозможно. Помните о том, что йога – это процесс, наиважнейшее значение имеет само внутреннее путешествие.
Самадхи
Патанджали говорит о заключительной стадии аштанги как о состоянии блаженства. На данном этапе медитирующий и объект полностью сливаются, вследствие чего человек преодолевает границы собственного «я». Ему наконец-то приходит осознание глубокой связи с божественным, взаимосвязи всех живых существ.
Наступает мир, который «превыше всякого ума». Медитирующий переживает истинное блаженство и единение с миром.
На первый взгляд это звучит несколько фантастично, нереально. Однако если вдуматься, в основе устремлений каждого человека лежат базовые желания свободы, самореализации, радости. То, что могут осознать далеко не все, Патанджали представил в виде пути, состоящего из восьми ступеней, причем заключительным этапом является просветление – то, чего нельзя купить и отобрать. Чтобы достичь его, нужна бесконечная преданность практике.