Обучение соматическому* движению

*От: соматика (англ. somatics) — направление в науке о человеческом теле и его движениях. Впервые термин соматика ввел в употребление американский профессор философии Томас Ханна в 1976 г. для описания вида обучающих дисциплин, которые относятся к объединению разума и тела. Соматика изучает «сому», т.е. (с греч.) тело, ощущаемое и осознаваемое изнутри, во взаимосвязи с чувственным и интеллектуальным проявлением (концепция целостности тела-ума-духа). Особое значение при этом придается влиянию сознания на функции телесных тканей.

Обучение соматическому движению представляет собой систему нервно-мышечного переобучения, способствующего обретению свободы и легкости во всех движениях тела. Благодаря этому обучающийся учится распознавать и осознавать паттерны хронических болей, возникших в результате травм, стресса, постоянного мышечного напряжения или привычных поз и избавляться от них. Соматические упражнения представляют собой простые, медленные движения, которые выполняются в комфортном положении лежа на полу. Они постепенно распутывают паттерны зажатости в теле при помощи осознавания и движения.
С точки зрения физиологии способ выполнения соматических упражнений активизирует и объединяет сенсорные и моторные области коры головного мозга, вовлеченные в движение и восприятие ощущений. Активация коры головного мозга, таким образом, создает для нашего восприятия более полное и четкое, с «более высоким разрешением» изображение тела (т.е. с большим количеством сенсорных контрольных точек по всей амплитуде движения). Благодаря этому лучше воспринимаемому изображению развивается способность контролировать мышцы более четко и плавно (появляются точность, скорость и изящество). При этом уменьшается вероятность мышечных судорог и спазмов, а состояние нейромускульной системы все больше и больше приближается к естественному состоянию покоя.
Через практику соматики обретается возможность нейтрализовать стресс и последствия травм, обрести более качественный мышечный контроль, улучшить координацию и увеличить амплитуду движений, ощутить больше энергии в теле, исправить осанку и т. п.

Томас Ханна (1928 — 1990)  был философом, который, на протяжении многих лет исследований, разработал Клинические соматическое обучение, также известное как Соматическое обучение по Ханне. Он посвятил свою жизнь поиску путей, как человек может стать свободным физически и психически. Он хотел побудить людей осознать силу, которую они получают, когда берут на себя ответственность за свою собственную жизнь.
Получив докторскую степень в области философии и богословия в Университете Чикаго в 1958 г., Ханна начал успешную карьеру преподавателя в нескольких учебных заведениях: в колледже Холлинс в городе Роанок, штат Вирджиния, и в качестве приглашенного преподавателя в Университете Северной Каролины и Университете Дьюка. Он также имел возможность преподавать, проводить исследования и писать свои труды в Париже, Брюсселе и Майнце (Германия). В 1965 г. Ханна стал деканом философского факультета в Университете Флориды. Находясь там, он изучал неврологию в медицинской школе. Его опыт в изучении богословия, философии и нейронаук привел его к формулировке идеи о том, что все события жизни приводят к физическим паттернам в теле человека.
Ханна был приглашен в Сан-Франциско в 1973 г., чтобы возглавить аспирантуру Института гуманистической психологии. В это время Томас Ханна встретил Моше Фельденкрайза, израильского физика и «телесного» педагога, чей метод (метод Фельденкрайза) был созвучен философии тела Ханны. Он организовал и руководил первой учебной программой по Функциональной интеграции Моше Фельденкрайза в США с 1975 по 1977 гг.

Ханна посвятил себя развитию такого направления, как соматика, будучи исследователем и практиком. Проводя исследования вместе с Фельденкрайзом и практикуя его метод, Ханна наблюдал характерные проблемы, связанные с осанкой, у людей всех возрастов и слоев общества. Он заметил, что определенные воздействия и движения чрезвычайно эффективны, т. к. помогают клиентам восстановить управление мышцами, которые формируют их неправильную осанку, вызывая болевые ощущения и ограничивая движения.
Это исследование в конечном счете привело его к разработке новаторских методов клинического соматического обучения, что стало кульминацией практического применения академического направления соматики. Практикуя соматическое обучение, он имел клиентов со всего мира.

Ханна был автором восьми книг, в том числе « Соматика: возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем» (изданную в России под титулом «Искусство не стареть»), которая была опубликована на английском, французском, немецком, русском, итальянском, венгерском и испанском языках. Хотя доктор Ханна трагически погиб в 1990 г., его учение и техники продолжают жить и развиваться благодаря учебным программам Новатовского института соматических исследований и обучения, Института соматических систем, Института соматических исследований и развития и Института соматического движения и обучения Ингла.

Материалы официального сайта http://hanna-somatics.ru